История гитары начиная с истоков...
   
Глава первая. Строение гитары её истоки

Гитара — струнный инструмент. По технике игры она относится к группе струнных щипковых. Гитара состоит из корпуса, снабженного шейкой с грифом (называемым также накладкой), и струн, натянутых параллельно плоскости деки.

Массивность овального, суживающегося к середине корпуса может меняться в различные эпохи в зависимости от разновидности инструмента. Корпус состоит из нижней деки (плоской или слегка выпуклой), верхней деки с резонаторным отверстием (как правило, круглой формы) и обечаек, которые их соединяют и укрепляют. На узкую и длинную шейку наложен разделенный металлическими порожками гриф, сделанный из твердых пород дерева. Порожки расположены таким образом, что промежутки между ними, называемые ладами, образуют хроматическую последовательность звуков. Нажимая на лады, исполнитель ограничивает длину вибрирующей части струны, что дает возможность извлечь звук желаемой высоты. В так называемой «классической» гитаре струны (жильные, затем — нейлоновые) прикрепляются к подставке, расположенной между резонаторным отверстием и нижним краем корпуса. Верхняя часть струн наматывается на колки, ввинченные в колковую коробку.

   Рис. 1. Гитара

1 - головка; 2 - шейка и гриф (накладка) с порожками ладов; 3 - обечайка;4 - верхняя дека; 5 - резонаторное отверстие; 6 - подставка.

Верхний порожек, находящийся на стыке грифа и колковой коробки, устанавливает границу вибрирующей части струны. Струны защипываются либо пальцами (ногтем или подушечкой), либо с помощью плектра.

Вопреки бытующим представлениям, гитара — изобретение отнюдь не недавнее. Если внимательно всмотреться в изгибы ее корпуса, то можно даже увидеть в ней родственное сходство с наиболее почитаемым инструментом древности — той самой лирой, которую создал юный египетский бог Тот (в античной мифологии — Гермес), используя природные богатства щедрых берегов Нила: стебель тростника, панцирь черепахи, жилы животных... Однако здесь мы вторгаемся в область мифологии. Что касается научных данных, то они менее богаты информацией. В частности, до сих пор неизвестно, когда и как осуществилось присоединение шейки к корпусу.

1. Первые свидетельства в странах Древнего Востока.

Струнные щипковые инструменты, снабженные шейкой, появились в глубокой древности.
Они составляют семейство лютневых в широком смысле слова. Самые ранние сохранившиеся свидетельства — это скульптурные изображения Месопотамии, которые относятся примерно ко Ц тысячелетию до н. э. В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом, который был сделан, наподобие лиры, из панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей вероятности, кожей). Подобного рода инструменты существуют и в наши дни в некоторых странах: на Балканах — тамбурица, в Иране — ситар, в Турции — саз, в Греции — бузуки.

В Центральной Азии и на севере Индии появляется также двухструнный дутар (используется в наши дни в Иране, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении). У него закругленный книзу и усеченный в верхней части корпус и длинная шейка, в которую ввинчены колки.

Решающий момент в истории развития инструмента — появление нового резонаторного корпуса, состоящего теперь уже из трех частей: нижней деки, верхней деки и двух обечаек, которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в III или IV веке н. э. с возникновением инструментов юаня (в наши дни неупотребляемого) и юкина, верхняя дека которого сделана из цельной деревянной пластины.

Начиная с этого времени инструменты, сходные с гитарой, широко распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный образец одного из таких инструментов запечатлен на фризе буддийского монастыря Эртама близ Термеза (Узбекистан), фрагмент которого хранится в Ленинградском Эрмитаже. Однако пока еще не существует точной датировки этого фриза: он может быть отнесен к периоду между I веком до н. э. и III веком н. э.

В Древнем Египте широко используются различные виды лютни с длинной шейкой. Особенно привлекает внимание так называемый нефер (что в переводе означает «красота»). Этот инструмент, с его миндалевидным вытянутым корпусом, можно считать одним из предшественников нашей гитары.

Недостаточность и разрозненность достоверных данных затрудняет научное изучение предыстории гитары. Более всего мы склоняемся к мысли, что она родилась на Среднем Востоке и оттуда распространилась по Азии и Европе. Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как отмечает К. Омо, «начиная с IX века на западе этой страны европейская лютня называлась китарой»; кроме того, очевидно родство между нефером и первыми инструментами, изображенными в испанских манускриптах. Нашествие арабов могло послужить — это касается и лютни — фактором связи между Северной Африкой и Южной Европой; но нельзя исключить и определенного влияния Малой Азии — через греко-романский мир.

2. Ранние сведения в Западной Европе.

Как в античности, так и в средневековой Европе появление инструментов — непосредственных предшественников гитары и их дальнейшую эволюцию на протяжении первых веков христианской эры невозможно проследить из-за отсутствия достоверных данных. Если верить некоторым исследователям, самое раннее изображение такого инструмента относится ко II веку. Речь идет о барельефе, который украшает надгробную стелу в Мериде (Испания). Можно различить только верхнюю часть инструмента. Конструкция его такова, что вполне допустима и более поздняя датировка. В самом деле, инструменты столь развитой конструкции мы вновь обнаружим лишь двенадцать веков спустя.

Намного более архаичными кажутся представленные в Утрехтской псалтыри (ок. 820—830) «ситары с грифом», несмотря на очевидное стремление художника-миниатюриста к орнаментальной пышности изображения. Знаменитая Штутгартская псалтырь, выполненная несколькими десятилетиями позже, вероятно, во Франции, в скрипториуме аббатства Сен-Жермен-де-Пре (ок. 830—860), содержит исключительно интересные для нашего исследования миниатюры. На них можно увидеть десять прекрасных инструментов, которые уже определенно названы гитарами. Это говорит о том, что строение гитары в те времена приобретает свои основные черты. Резонаторный корпус, шейка и колковая коробка оформляются в качестве самостоятельных частей; струны (от трех до шести) прикрепляются к круглому выступу, который помещается на нижнем крае корпуса. Исполнитель приводит их в колебание с помощью длинного плектра.

Латинское слово cithara, которым названы инструменты в описанной Псалтыри, происходит от греческого слова кифара и еще задолго до средневековья используется для обозначения разновидностей гитары. От этого названия образованы такие французские его варианты, как kitaire, quitaire, quitarre, введенные в обиход после 1250 года.

К сожалению, этот драгоценный документ составляет единичный случай. Самые близкие к нему по времени изображения инструментов предшественников гитары мы находим лишь в X — XI веках в Испании. Конструкция их выглядит не столь раз­витой.

Испания. Особенно примечателен здесь ряд манускриптов, имеющих общий источник происхождения. В основу их положена рукопись астурийского монаха Беатуса Льебана (VIII век) «Commentaires de 1'Apocalypse», содержащая собрание различных толкований Апокалипсиса. Значение рукописи было столь велико, что на свет появились многочисленные ее копии, украшенные миниатюрами. По традиции на них изображены музыканты. В большинстве случаев художники довольствуются повторением уже известных образов, однако некоторые мастера стремятся запечатлеть инструменты, на которых играют их современники. Благодаря этому удается обнаружить разнообразные типы строения инструментов, соответствующие различным эпохам и регионам.

Начиная с X века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Мы можем выявить формирование и распространение определенного типа инструмента, лаконичного в своей конструкции, по общему виду и способу игры напоминающего египетский нефер. Его характерные особенности говорят о начальном этапе развития: струны (три или четыре) прикреплены к полукруглой подставке, помещенной у основания деки, и натянуты с помощью объемистых колков, вставленных в колковую коробку.

Чуть позже появляется другой тип инструмента, менее индивидуализированный по форме, сходный с виолой. Его мы нахо­дим прежде всего в Толковании Апокалипсиса (начало XIII века), хранящемся в Париже. Техника игры здесь еще не «прочитывается».

Все эти иконографические памятники свидетельствуют о том, что инструменты данного периода еще совмещали в себе черты, которые в эпоху Ренессанса «распределятся» между различными видами щипковых — такими, как виола, виуэла и гитара. Следуя своей фантазии или подчиняясь требованию момента, исполнители использовали при игре пальцы, плектр или смычок. Постепенно будет откристаллизовываться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, в свою очередь повлечет за собой совершенствование его конструкции. Это приведет к окончательному формированию семейств струнных инструментов.

3. XIII и XIV века.

Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, об ее свойствах, о роли ее в музыкальной жизни становятся более точными. И на этот раз важнейшие иконографические документы восходят к Испании.

Испания. Два ценных источника дополняют друг друга: замечательное собрание миниатюр и поэма, содержащая, как это ни парадоксально, описание таких инструментов, которые будут введены в широкую практику лишь несколько десятков лет спустя.

Миниатюрами украшена рукопись «Кантиги Святой Марии» (ок. 1250), представляющая собой собрание песнопений в честь Девы Марии, которые сочинил или заимствовал из других источников король Кастилии Альфонс X Мудрый (1230—1284). Художник запечатлел придворных менестрелей в момент исполнения ими своих обязанностей; при этом неоднократно изображаются гитары. Выделяются два вида инструментов; об их особенностях и применении можно составить представление, обратившись ко второму источнику — «Книге Благой любви» знаменитого Хуана Руиса, протоиерея из Иты. Это гитара мавританская и гитара латинская.

Мавританская гитара, овальной формы, во многих чертах сходна с инструментами, представленными в манускриптах Неатуса: ее нижняя дека выпукла, металлические струны прикреплены у основания корпуса. Играют на ней преимущественно с помощью плектра, что вызывает резкость звучания, на которую жалуются современники, в частности Хуан Руис. Однако такой инструмент пришелся ко двору Альфонса X. Вопреки существующему мнению гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает, напротив, коронованных особ, о чем свидетельствуют изображения на миниатюрах.

Мавританские гитары из рукописного сборника «Кантиги» обладают редкой красотой формы и строения; их широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Струны, которые крепятся с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объемистую колковую коробку. Как и в предыдущих случаях, эти миниатюры не дают представления о приемах игры. Становится обязательным наклонное положение инструмента; при этом продолжают существовать способы извлечения звука как с помощью плектра, так и с помощью пальцев. Смычок выходит из употребления.

С этого времени начинают формироваться два различных приема звукоизвлечения — с помощью защипывания струн или посредством трения о струну; в дальнейшем, обособляясь, каждый из них превращается в самостоятельный способ игры на инструменте. В практике же виуэлы, напротив, остается допустимым использование смешанных приемов.

Латинская гитара, более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу), имеет плоскую нижнюю деку. Жильные струны защипывают обычно пальцами. Ее слишком мягкое звучание не подходит (опять-таки по мнению Хуана Руиса) для аккомпанирования пению арабов — этот инструмент, напротив, предпочитают любители утонченной музыки. Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары.

Был ли высоко ценим при королевском дворе и этот вид гитары? Он фигурирует только в трех миниатюрах и всегда только в руках менестрелей. Быть может, это свидетельствует о трудностях игры на нем. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в «талии»; резо-наторное отверстие, расположенное посередине; шейка с грифом, снабженным порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, еще не устоялись. Точно так же обстоит дело и с постановкой инструмента и способом игры — использование пальцев или плектра зависит от вкуса исполнителя.

Страны Северо-Западной Европы. Если верить литературным источникам, гитару начинают постоянно использовать во Франции. Ее изображения на миниатюрах свидетельствуют о том, что она бытует также в Англии и в германских странах. Характерные черты инструментов, которые были в употреблении, запечатлены в скульптурных изображениях, украшавших большие храмы и готические соборы. Искусство каменного декора переживало в ту пору период своего полного расцвета, и скульпторы часто обращались к образам музицирующих ангелов. Соборы Шартра, Реймса, Страсбурга, Колони, Экзетера, Беверли и многие другие демонстрируют настоящее воспроизведение инструментов в камне. Среди них предпочтительное место занимает гитара. Можно выделить в основном два ее вида. Первый, сложной формы, был назван английским музыкове­дом (М. Ремнант) «листом падуба». Края корпуса этого инструмента своим узорным сочетанием плавных и остроугольных изгибов напоминают очертания листа. У второго вида гитары линии боковых краев более прямые и ровные. Достаточно простая шейка заканчивается на скульптурных изображениях плоской колковой коробкой, что продиктовано, без сомнения, свойством материала, из которого выполнены эти барельефы.

Появляются также гитары менее типичной формы. В Англии, например, охотно конструируют инструменты с массивным корпусом и декоративно оформленной верхней частью. Форма колковой коробки так сильно закруглена, что иногда соединяется с декой. Именно такой образец прекрасного инструмента мы видим в руках музицирующего ангела на миниатюре из Псалтыри Робера де Лиля (ок. 1300—1320, Лондон). Но вскоре конструкция станет изменяться в сторону упрощения; этапы этого процесса мы можем проследить по Псалтыри королевы Марии (ок. 1310—1320). В начале сборника гитара изображается в форме цистры; затем корпус ее становится более тонким, и наконец с приятным удивлением мы обнаруживаем инструмент элегантной формы, близкий латинским гитарам из рукописи «Кантиги Святой Марии» — с длинной тонкой шейкой, заканчивающейся колковой коробкой. Как и строение корпуса, способы крепления струн очень разнообразны. Иногда они крепятся к подставке, сходной с подставкой современной гитары, иногда — к выступу у основания корпуса (закругленной формы или в виде трехлистника); в некоторых же случаях струнодержатель подобен такому, который в дальнейшем будет использоваться в скрипке и предполагает наличие подставки. Чаще всего исполнители держат инструмент горизонтально и извлекают звук с помощью плектра.

Как это ни кажется невероятным, один экземпляр гитары той эпохи уцелел. Этот инструмент, так называемый guittern, хранится в Лондоне, в Британском музее. По своему внешнему виду он близок к гитарам, знакомым нам по миниатюрам из Псалтыри Робера де Лиля. Однако инструмент многократно подвергался переделкам и реставрациям, поэтому трудно представить его первоначальный облик.

4. Гитара — инструмент «ученый».

Литературные тексты, появившиеся в эту эпоху во Франции, свидетельствуют о том, что начиная с 1250-х годов гитара становится инструментом, на котором много и охотно играли. Однако осторожные ученые-теоретики не спешат уделить ей внимание в своих трудах. Лишь с начала XIV века они соглашаются признать ее не как замену античной кифары, а как инструмент, завоевавший право фигурировать в ученых трудах.

Их внимание было привлечено прототипом гитары — инструментом с выпуклым дном. Около 1300 года Хуан де Грохео приводит его название — guitarra sarracenica (иначе говоря, мавританская гитара). Спустя примерно два десятка лет Филипп де Витри использует более обобщенное название — chitarra. Парадоксально, что упоминание о выпуклой нижней деке гитары сохраняется в трактатах вплоть до конца XV века. «Виновником» этого, возможно, был некий Бартоломей Англез, именно так описавший в XIII веке гитару в своей «Книге о правах собственности» (Liber de proprietatibus rerum), которая в дальнейшем продолжала существовать во множестве переводов. Вопреки преобладанию гитар с плоским или слегка выпуклым дном, переводчики сохраняют без изменений первоначальный текст, в котором описывается инструмент-«горбун». Вдобавок в знаменитом трактате Йоханнеса Тинкториса «Об изобретении и применении музыки», увидевшем свет в Неаполе около 1484 года, можно найти сходное утверждение: «Существует инструмент, изобретенный каталонцами, который одни называют guiterre, другие — ghiterne. Он, несомненно, происходит от лиры (хотя по размеру и меньше ее); у лиры он заимствует форму черепахи, а также строй и способ игры». Это сравнение особенно поражает, если вспомнить, что во времена Тинкториса лирой называли лютню. После такого утверждения Тинкториса не вызывает удивления тот факт, что описание, предложенное Бартоломеем Англезом, могло быть применимо к инструменту quinterne. Это название — quin-terne — вновь приведет Себастьян Фирдунг в самом начале XVI века.

Использование инструмента. Начиная с середины XIII века гитара — будь то латинская, мавританская или кинтерна — активно участвует во всех увеселениях. На миниатюрах она появляется в качестве инструмента, аккомпанирующего танцорам, певцу или виеле; видим мы ее и в различных ансамблях. Однако в нотной записи ни одно произведение до нас не дошло. Чтобы узнать точнее об использовании инструмента, надо обратиться к свидетельствам того времени, в частности — к литературным текстам. Из этих источников мы узнаем, что на гитаре постоянно играли деревенские музыканты и что некоторых из них брали на придворную службу. Так, в «Романе о Клеомадесе» (конец XIII века) автор, Адене ле Руа, описывает жизнь одного королевского двора. Король любит окружать себя музыкантами, играющими на различных музыкальных инструментах, в том числе и на гитаре. После обильной трапезы музыканты развлекают пирующих.

...Для гостей отобедавших пели
П
од аккорды негромких гитар
Приглашенные в зал менестрели,
И, ценя их божественный дар,
Гости слушать певцов были рады
И другой не желали услады...


Игру гитаристов можно услышать и во время празднеств, ежегодно устраиваемых в замке.

...Был обед приготовлен на славу,
Ждали всех развлеченья, забавы,
Все, чем праздник прекрасен и мил,
Ведь король музыкантов любил
И
для них покровителем был.
При дворе содержали лютнистов
И
искусных в игре гитаристов...

Наконец, все придворные музыканты, в том числе и гитаристы, участвуют в праздниках по случаю коронации, будучи торжественно выстроены в ряд по пути следования королевского кортежа.

В знаменитом «Романе о Розе» также упоминается гитара. Жан де Мен (ок. 1270), вновь обратившись к легенде о Пигмалионе, называет гитару в числе инструментов, которые использует скульптор, пытаясь обольстить свое создание.

В длинных перечнях названий самых различных инструментов — своего рода состязаниях в красноречии — традиционно присутствует гитара. В широко известном «Взятии Александрии» (1367) поэта и композитора Гийома де Машо сцена шумного победного ликования также не обходится без гитары:

...Все инструменты оказались в сборе:
Орган могучий рядом с цистрой старой,
В соседстве с лютней — арфа и труба,
Отдельно красовались две гитары,
В чьих струнах страсть, и радость, и мольба,
Здесь были также бубны и цимбалы.

Таким образом, становится совершенно очевидно, что гитара входит в число инструментов, получивших широкое признание в XIII и XIV веках. В дальнейшем сфера ее применения будет еще более расширяться.

5. Гитаристы.

Дополняя поэтические источники, архивные документы приводят многочисленные подробности об исполнительской практике. Это касается в первую очередь профессиональных музыкантов. Примерно в 1350 году герцог Нормандский, будущий Жан Добрый, перечисляя своих музыкантов, упоминает «Жана Отеме, исполнителя на латинской гитаре, и Ришара Лаббе, играющего на гитаре мавританской». Несколько десятилетий спустя король Франции Карл V привлекает к себе в качестве придворного гитариста некоего Жаке, предшественник которого, как говорила молва, был в большом почете при Брабантском дворе.

Увлечение гитарой распространяется на все слои общества. Королевский двор, само собой разумеется, задает тон. Исходя из свидетельств «Больших французских хроник», можно предположить, что Филипп VI Валуа владел искусством игры на гитаре. Карл V имел в своих коллекциях несколько гитар, несмотря на то, что сам на них не играл. Две из них (одна украшена головой льва, другая — женской головкой) принадлежали двум его менестрелям. Качество отделки других говорит об их принадлежности особам из ближайшего королевского окружения. Это очень дорогие гитары, разнообразно декорированные слоновой костью.

Более скромные любители музыки также проявляют вкус к гитаре; без нее не обходится ни одно событие в жизни простолюдина. Так, одна пирушка, на которой гости «бесшабашно веселились и играли на гитаре», закончилась... протоколом полиции (1368). Примерно восемь лет спустя другое праздничное гулянье имеет еще более серьезные последствия... для инструмента! Некий «Перрен Руэ взял гитару... и ею наносил удары... по голове Моризэ, в результате чего вышеупомянутая гитара раскололась». Как видим, это несколько необычное применение инструмента...

В эту эпоху гитара завоевывает даже духовное сословие. Некоторые священнослужители наряду с лютнями имеют свои гитары. Церковь охотно использует деревенских музыкантов в религиозных процессиях, которые они обычно возглавляют. И нередко можно было наблюдать (например, в 1365 году в Миддельбурге), как через весь город шествует процессия со святыми дарами под звуки виол, гитар и псалтериума.

  - Следующая глава-
 
 
Используются технологии uCoz