ГЛАВА 13

Вспомогательные музыкальные программы

Итак, мы рассмотрели основные типы существующих музыкальных программ. Однако для полноты картины следует упомянуть о некоторых других типах музыкальных программ, которые также применяются сегодня довольно часто.

  Программы управления синтезаторами и сэмплерами

Эти программы являются простым «расширением интерфейса» различных внешних синтезаторов и сэмплеров. Они не добавляют ничего нового к функциям синтезаторов и сэмплеров, а только делают управление ими более удобным. Например, в программе DX-Heaven, управляющей УатаЬа'вскими FM-синтезаторами (DX7, ТХ802 и пр.), можно увидеть амплитудные огибающие операторов в графическом представлении. Это, конечно, гораздо удобнее, чем выстраивать огибающие с помощью нескольких цифр на маленьком жидкокристаллическом дисплее синтезатора. Удобнее также и переключаться между различными функциями синтезатора, можно увидеть на экране сразу всю информацию по всем шести операторам и т. п. Другим примером подобной программы является EPSilon, позволяющий «удаленно редактировать» сэмплы и их параметры в сэмплерах Ensoniq EPS/ASR.

Для функционирования такой программы необходимо установить «двусторонне» MIDI-соединение компьютера и внешнего инструмента: MIDI-вход инструмента должен быть соединен с MIDI-выходом компьютера, а MIDI-вход компьютера —” с MIDI-выходом инструмента. Кроме того, на инструменте необходимо разрешить прием исключительных системных сообщений, поскольку именно с их помощью подобные программы осуществляют удаленное управление. Для каждой модели внешнего синтезатора/сэмплера необходима собственная программа управления, поскольку исключительные системные сообщения предназначены, как правило, только для одной модели инструментов. Правда, иногда крупные производители ПО писали большие «универсальные» программы подобного типа. Универсальность их заключается просто в наличии модулей поддержки большого количества внешних инструментов. Примером такой программы может служить Edit One производства компании Opcode.

  Программы распознавания нотного текста

Этот тип программ находится еще, можно сказать, в зачаточном состоянии. Примером такой программы является Midiscan (рис. 13.1), которая (по задумке) распознает сканированный нотный текст и «превращает» его в стандартный MIDI-файл. После распознавания программа показывает на экране, что она «поняла» из нотного текста, и вы можете подредактировать распознанный текст, перед тем как перевести его в MIDI-формат. На промежуточном этапе (после распознавания, но до перевода в MIDI-формат) можно сохранить нотный текст в собственном внутреннем формате программы Midiscan.

Рис. 13.1. Общий вид основного окна программы Midiscan

К сожалению, на сегодняшний день оставляет желать лучшего качество распознавания нотного текста. Для успешного распознавания необходимо, чтобы нотный текст был крупный, на хорошей бумаге и с минимальным количеством дополнительных обозначений. Иначе на промежуточном этапе исправлять придется столько, что быстрее будет просто набрать этот текст в программе нотации (Finale) или MIDI-npo-грамме (например, Cubase). Кстати, несмотря ни на что, Midiscan-модуль включен в последние версии Finale, а в программу Sibelius вставлен «облегченный» модуль другой программы распознавания нотного текста, Neuratron PhotoScore.

  Программы трансляции звукового сигнала в MIDI-формат

Эти программы определяют высоту отдельных звуков в звуковых файлах и превращают их в MIDI-последовательность. Такие программы на сегодня могут работать лишь с одноголосными мелодиями, да и то не всегда уверенно. Примером может служить программа Transcribe. Иногда модули трансляции звукового сигнала в MIDI встраивают в программы другого типа (например, подобный модуль есть в программе-секвенсере Cake Walk Pro Audio, начиная с версии 6).

  Программы обучения музыке

Таких программ существует довольно много, и каждая из них, как правило, предоставляет пользователю довольно-таки ограниченный набор упражнений. Большинство подобных программ предназначены для начинающих —” они обучают элементарному сольфеджио. Пример обучающей программы —” Play It By Ear (в версии для DOS и Windows она называется просто Ear). Она позволяет угадывать заданные одноголосные последовательности, причем вы можете выбрать уровень: от самого что ни на есть начинающего до «эксперта». Гораздо реже встречаются программы по гармонии, полифонии и другим более сложным дисциплинам, большая часть их написана для Macintosh.

  Программы перевода графики в звучание

Их вряд ли можно отнести к чисто музыкальным средствам, однако они, как правило, довольно эффектны и потому достаточно популярны. Одним из лучших образцов является программа Kandinsky Music Painter, созданная компанией Keys для платформы Atari. В ней экран пользователя разделен на две части: в верхней можно «рисовать» то, что будет переведено в номера клавиш, а в нижней —” схему изменения velocity. Для «рисования» имеются обычные графические средства. Программа содержит много дополнительных возможностей: например, перед вычерчиванием линии можно выбрать коррекцию звукоряда, и при вычерчивании будут автоматически пропускаться точки, соответствующие звукам, отсутствующим в данном звукоряде. Напомню, что в программе Virtual Waves, которая описана в главе 10 в разделе «Программа Virtual Waves», также существует модуль перевода графики в звучание

 

  Программы записи звуковых компакт-дисков

И вот, наконец, программы записи звуковых компакт-дисков, которые, разумеется, требуют наличия в системе записывающего устройства (CD-R). Здесь безусловным лидером является программа Easy CD Creator, созданная компанией Adaptec. Программа вполне оправдывает свое название —” она делает процесс записи на компакт-диск простым и удобным. Неплохой модуль записи звуковых дисков встроен также в программу WaveLab компании Steinberg. Достаточно популярна программа CD Architect (производства Sonic Foundry), которая может вызываться прямо из редактора Sound Forge. Однако она достаточна «капризна»: требует обязательного отключения опции автоматического распознавания диска, не работает с дисками некоторых производителей и т. п.

В любой программе запись на звуковой компакт-диск рекомендуется производить не более чем с двукратной скоростью. Кроме того, перед записью обязательно выберите функцию тестирования (в этом случае программа имитирует запись на CD, но с выключенным лазером). Она позволяет убедиться в том, что ваша система способна записать компакт-диск без сбоев. Если же во время тестирования появился сигнал ошибки (обычно это «опустевший» буфер записи), то вам необходимо уменьшить скорость записи, а если это не помогает, постарайтесь запретить все «посторонние» процессы Windows. Если и это тоже не помогло, можно попытаться установить минимальную (и «чистую») конфигурацию Windows на отдельный жесткий диск или просто произвести апгрейд всей системы. Работа с программой записи компакт-дисков Nero Burning ROM была достаточно подробно рассмотрена в главе 6.

 

  Программы эмуляции синтезаторов и сэмплеров

В последнее время среди пользователей компьютеров также довольно большой популярностью стали пользоваться программы, «превращающие» ваш компьютер в имитацию какого-либо известного аппаратного синтезатора или сэмплера. Например, программа Retro AS позволяет почувствовать себя работающим со старым частотномодуляционным синтезатором, а программа Gigasampler как бы превращает ваш компьютер в популярный сэмплер AKAI. Подобные программы довольно часто имеют интерфейс, изображающий ручки управления реального синтезатора или сэмплера, чтобы привыкший к тому или иному аппарату пользователь мог «забыть», что перед ним компьютер, а не его любимый инструмент.

Используются технологии uCoz