ГЛАВА 14

Музыка и Интернет

  Что полезного можно найти в WWW

Вообще говоря, в связи с бурным ростом Интернета в последние два-три года найти что-нибудь полезное в WWW (World Wide Web —” Всемирная паутина) становится все труднее и труднее. Вместе с тем очевидно, что общее количество полезной информации в WWW растет, а не уменьшается, так что на самом деле шансы найти информацию, необходимую именно вам, повышаются. Все это относится не только к музыкальной, но и ко всякой полезной информации вообще. Музыканты в массе своей начали освоение просторов Интернета позже многих других. Поскольку некоторые из них так до сих пор и не знают, что же такое Интернет и как к нему подступиться, уместно вначале сказать хотя бы несколько слов об этом. Интернет является объединением глобальных компьютерных сетей. Вообще говоря, несколько компьютеров, объединенных в одну сеть, составляют одно логическое целое, То есть, работая за одним из них, можно видеть и использовать содержимое других. А работая за компьютером, подключенным к Интернету, можно использовать (по крайней мере, теоретически) всю информацию, находящуюся на любом из нескольких миллионов компьютеров, также подключенных к этой глобальной сети. Физически они разбросаны по всему миру (могут находиться в Европе, Америке, Австралии и т. д.), но вы можете видеть содержимое каждого из них так же, как и содержимое ПК, стоящего на вашем столе; логически нет разницы между обращением к жесткому диску вашего компьютера и компьютера, стоящего в каком-нибудь американском университете.

Такова концепция Интернета как единого информационного поля. Конечно, на самом деле не все так просто. Во-первых, просматривать (и тем более изменять) можно не всю информацию, находящуюся на удаленных компьютерах, а только ту, что специально выставлена «на всеобщее обозрение». Во-вторых, обращение к удаленному компьютеру на практике все же занимает больше времени, чем обращение к ресурсам «своего» ПК, особенно если подключение к Интернету осуществляется по телефонной линии не самого лучшего качества. И, наконец, в-третьих, для того чтобы воспользоваться необходимой вам информацией, надо каким-то образом узнать, на каком же из миллионов доступных в Интернете ресурсов она расположена.

Что касается первого пункта, то здесь можно особо не беспокоиться: «на всеобщее обозрение» в Интернете выставлено огромное количество информации, «перелопатить» которую целиком просто невозможно. Что касается времени доступа, то здесь все зависит от типа и качества линии, а если вы подключены к Интернету по коммутируемой телефонной линии (как и большинство российских пользователей), то и от скорости вашего модема. А вот третий пункт, касающийся навигации в Интернете, оказывается самым важным. Где искать информацию? К какому ресурсу обратиться?

В ранний период развития Интернета, когда информации было еще не очень много, большинство ресурсов можно было найти с помощью каталогов Gopher (для пользователя это нечто вроде дерева каталогов). Сейчас большая часть информации в Интернете представлена в виде гипертекста. Это текст, содержащий ссылки на другие информационные ресурсы, он несколько напоминает структуру help-файлов Windows. Для того чтобы обратиться к ресурсу, нужно точно найти в гипертексте ссылку на него, либо точно указать его местонахождение (включая имя компьютера в сети и каталога, например http://www.computerra.ru —” адрес сервера издательского дома «Компьютерра»). Это называется URL (Universal Resource Locator).

  О музыкальных сетевых стандартах

В предыдущем разделе я упомянул о том, что в Интернете можно найти музыкальные архивы и послушать музыку. Возникает естественный вопрос: что для этого необходимо и в каких форматах хранится в Интернете музыка. Действительно, невозможно же перекачать с удаленного компьютера обычный звуковой файл: ведь если на простое копирование десятиминутного звукового файла с винчестера уходит порядка 30 секунд, то что говорить о перекачивании с удаленного компьютера, если у большинства пользователей скорость такого перекачивания не превышает 33 600 бит в секунду?

Во-первых, в Интернете имеется много музыки, записанной в виде стандартных MIDI-файлов . Как правило, такие файлы рассчитаны на стандарт GM (General MIDI). Они могут быть воспроизведены на любой современной звуковой карте или внешнем модуле. Если MIDI-файл рассчитан на стандарт GS или XG, это обычно оговаривается особо, как и в случае расчета на нестандартную раскладку тембров.

Но как быть, если нужен именно звуковой файл? Специально для хранения и перекачки по Интернету были разработаны различные стандарты сжатия этих файлов. Несомненным лидером здесь долго являлся стандарт Real Audio. Для проигрывания файлов этого стандарта лучше всего использовать программу RealPlayer (рис. 14.1). Если у вас нет этой программы, ее можно совершенно бесплатно скачать с сервера http://www.real.com или, уже за небольшую плату, получить расширенный и улучшенный вариант той же программы.

Рис. 14.1. Программа RealPlayer

Одно из достоинств RealAudio заключается в том, что файлы этого формата могут проигрываться в потоковом режиме, то есть для того, чтобы начать слушать, вам не нужно дожидаться, пока файл скачается до конца. Естественно, степень сжатия файла должна соответствовать пропускной способности вашей линии соединения с Интернетом. Стандарт RealAudio допускает различные степени сжатия (естественно, чем сильнее сжатие, тем хуже качество звучания). Кстати, возможность потокового воспроизведения привела к тому, что некоторые радиостанции (например, «Эхо Москвы») приступили к вещанию через Интернет в формате RealAudio.

В потоковом режиме, кстати, можно просматривать и видеофрагменты, записанные в стандарте RealVideo. Для этого вам потребуется все тот же RealPlayer, правда, пропускная способность линии соединения с Интернетом в этом случае должна быть повыше.

Другим сетевым стандартом для сжатия звуковых файлов, широко распространившимся в последнее время, является МРЗ (он же MPEG-3, он же MPEG-1 Layer 3, причем последнее название является «официально» единственно правильным). МРЗ не обеспечивает столь сильного сжатия, однако он также очень популярен в Сети, есть даже несколько поисковых машин по МРЗ-архивам. Так же, как и RealAudio, МРЗ допускает различные степени сжатия в зависимости от пропускной способности канала. Для проигрывания МРЗ-файлов лучше всего воспользоваться программой Winamp от компании Nullsoft (рис. 14.2). Эту программу можно скачать с сайта, расположенного по адресуhttp://www.winamp.com.

Рис. 14.2. Стандартный вид программы Winamp. Эта программа поддерживает «скины» —” может изменять свой внешний вид. Существуют тысячи «скинов» для Winamp

Однако лучшим на сегодняшний день стандартом для сжатия звуковых файлов является совершенно новый стандарт TwinVQ, или VQF, разработанный компанией Yamaha. Он может обеспечивать сжатие файлов в довольно большой степени и при этом обеспечивает лучшее качество, чем форматы RealAudio и МРЗ. Правда, он требует и несколько больше компьютерного времени для сжатия файлов, но для современных мощных компьютеров это не является проблемой. Программу Yamaha Sound VQ Encoder можете видеть на рис. 14.3. Умеет кодировать файлы в формат VQF также программа Nero Burning ROM, рассмотренная в главе 6, и некоторые другие программы. Для проигрывания VQJF-файлов существует программа.от компании Yamaha, внешне очень похожая на программу Yamaha Sound VQ Encoder (см. рис. 6.20). Но можно проигрывать эти файлы и программой Winamp, если подключить соответствующий модуль, а также другими программами. Об этом уже немного говорилось в главе 6.

Рис. 14.3. Общий вид программы Yamaha Sound VQ Encoder

Используются технологии uCoz