ГЛАВА 6

Использование простейших звуковых и музыкальных программ

  Как записывать и прослушивать звуковые фрагменты

Перед тем как приступить к изучению сложных музыкальных программ, рассмотрим использование наиболее простых программ, использующих звук. Речь идет о «повседневном», не предназначенном для специальных целей применении компьютера со звуковой картой, а именно —” для записи и прослушивания звуковых фрагментов, озвучивания системных событий, а также различных вспомогательных приложений, многие из которых (особенно игры и различные обучающие программы) написаны для DOS, а не Windows 95/98/ME. Подобное использование компьютера, наверное, правильнее назвать не музыкальным, а звуковым. Читатели, знакомые со звуком в компьютере и интересующиеся именно музыкальными программами, могут сразу перейти к главе 7. Будем считать, что вы уже прочитали главу 4 и установили звуковую карту. Теперь, когда она заработала правильно, можно попробовать прослушать или записать какие-либо звуковые фрагменты.

Для начала попробуем найти уже существующие на вашем компьютере файлы, которые могут быть проиграны с помощью звуковой карты. Типов звуковых файлов довольно много, но изначально в Windows 98 имеется два основных стандартных формата: так называемые WAVE-файлы (с расширением .wav), то есть собственно звуковые фрагменты, записанные как на магнитофон и представленные в стандартном для Windows формате, и MIDI-файлы (с расширением .mid, .rmi или .midi).

Если WAVE-файлы представляют собой собственно оцифрованную звуковую волну (см. главу 2), то MIDI-файлы —” это набор специальных команд для встроенного или внешнего звукового модуля (синтезатора, сэмплера и пр.). Подробнее о стандарте MIDI рассказано в главе 3, а здесь заметим только, что MIDI-файлы занимают во много раз меньше дискового пространства, чем WAVE, но зато на каждом звуковом модуле они звучат по-разному, хотя зачастую и похоже. Если на вашей звуковой карте установлены два различных звуковых модуля (так бывает очень часто —” на одну карту ставят FM-синтезатор и WT-синтезатор), то вы можете в этом убедиться.

FM-синтезатор —” синтезатор, использующий для генерации звуков частотную модуляцию (более «электронное» звучание). WT-синтезатор —” модуль, использующий таблицы волновых форм (более «естественное», приближенное к акустическому, звучание). См. главу 2.

Кроме того, теперь будет озвучено стандартное «Видео для Windows» (файлы с расширением .avi), а также становится возможным прослушивание музыкальных компакт-дисков. Все эти функции можно опробовать в программе Универсальный проигрыватель (Media Player), до которой легко добраться через главное меню Windows 98: Программы\Стандартные\Развлечения. Однако, если вы собираетесь часто пользоваться звуковой картой, я советую вытащить значок Универсального проигрывателя на рабочий стол (desktop).

Чтобы прослушать WAVE-файл, откройте Универсальный проигрыватель и выберите из меню Устройство (Device) пункт Звук (Sound). Затем выберите какой-либо файл с расширением .wav (некоторые образцы по умолчанию находятся в папке \Windows\Media). Теперь нажатием на кнопку Play (черный треугольник, направленный вправо) вы можете прослушать файл, при этом кнопка Play превращается в кнопку «пауза». Имеются также кнопки останова, перемотки, перехода на метку и выделения фрагмента. Можно свободно перемещаться по звукозаписи, двигая мышью указатель местоположения.

Аналогично вы можете прослушивать MIDI-файлы, выбрав из меню Устройство пункт Секвенсер MIDI. Здесь, кстати, можно сравнить звучание одного и того же файла на разных звуковых модулях. Для этого при загруженном MIDI-файле нужно из меню Устройство выбрать пункт Свойства. Появится окно свойств MIDI (рис. 6.1), в котором вы можете выбрать любой звуковой модуль, установленный на вашей карте, или внешний MIDI-выход (последнее имеет смысл, если к MIDI-порту звуковой карты подключен какой-либо внешний музыкальный инструмент).

Рис. 6.1. Окно свойств MIDI

Таким же способом вы можете в программе Универсальный проигрыватель просмотреть видеофайлы (в формате AVI) или прослушать звуковой компакт-диск, выбрав соответствующий пункт из меню Устройство. Необходимо заметить, что хотя после стандартной установки Windows 98 в этом меню есть только четыре перечисленных выше пункта (не считая Свойств и Громкости), их количество может увеличиваться при установке различных программ (не любых, конечно, а только содержащих драйверы управления MCI).

В частности, Универсальный проигрыватель очень удобно использовать для просмотра VideoCD (компакт-дисков с записью видео). Для этого вам сначала потребуется установить драйвер VideoCD под названием LinkMPEG. Он был создан компанией CyberLink и не поставляется отдельно, а входит в комплект «VideoCD Power Player», который можно бесплатно загрузить с сайта компании (http:// www.cyberlink.com.tw). Это действительно стоит сделать, поскольку упомянутый драйвер является, по моему опыту, единственным практически безупречным драйвером для VideoCD, оставляя далеко позади популярные наработки Xing, специализированные драйверы от ATI и ей подобных и т. д.

Дистрибутивный файл VideoCD Power Player версии 3.22 занимает всего 1286 Кбайт. После установки этой программы в меню Устройство Универсального проигрывателя добавляются два новых пункта: LinkMPEG CDI/VCD W95 MCI Driver, позволяющий просматривать VideoCD, и LinkMPEG soft-MPEG1 W95 MCI Driver, предназначенный для просмотра видеофайлов в формате MPEG. Для переключения режима просмотра (обычный, увеличенный, полноэкранный), а также настройки звука и других параметров надо опять-таки выбрать пункт Свойства из меню Устройство при загруженном MPEG-файле или VideoCD.

Теперь попробуем сделать запись звукового файла. В стандартной поставке Windows 98 кроме Универсального проигрывателя имеется еще небольшая программка под названием Фонограф. Она, в отличие от предыдущей, умеет обращаться только с WAVE-файлами, но зато в ней имеется возможность их записи. Но прежде чем нажимать кнопку Запись (красный кружок), нужно выбрать источник записываемого сигнала. На большинстве звуковых карт, как мы уже видели, есть как минимум два внешних аудиовхода —” микрофонный и линейный. Кроме того, обычно может быть задействован вход сигнала звукового модуля, компакт-диска и т. п. Для того чтобы выбрать вход, нужно выполнить следующие действия. Если в панели задач рядом с часами есть значок уровня громкости (маленький желтый репродуктор), щелкните по нему правой кнопкой мыши и выберите пункт Регулятор уровня. В появившемся окне из меню Параметры выберите пункт Свойства, а затем переключатель Запись. Поставьте в нижней части окна «галочки» напротив всех пунктов и нажмите ОК. Теперь вы видите перед собой окно Wave Input. Это и есть селектор входов. Он выполнен в виде микшерского пульта, на котором следует выбрать (отметить галочкой) нужный вход и с помощью ползункового регулятора установить его чувствительность.

Так, если вы хотите записать что-либо с микрофона, например спеть песню под гитару, нужно отметить галочкой столбик Mi с и установить уровень записи так же, как вы это делали на магнитофоне, глядя на индикатор уровня справа от ползункового регулятора. В отдельных случаях индикатор может не работать, и тогда придется ставить уровень «наобум», либо воспользоваться какой-либо другой программой записи, в которой есть индикатор уровня —” Sound Forge, DD Clip Show и т. п. (подробнее-в главах 8-9).

Когда уровень записи установлен, вернитесь в программу Фонограф, нажмите кнопку записи и начинайте петь или говорить. Затем нажмите кнопку «стоп» (черный квадратик). Вы можете прослушать записанное и, если есть желание, сохранить файл на диске. Фонограф позволяет также использовать некоторые дополнительные функции, например «добавить эхо». Однако, если вы хотите улучшить звучание своей записи, лучше воспользуйтесь более профессиональными программами (см. главу 8). Более того, если у вас в записи имеется два или более непохожих «слоя» (например, гитарный аккомпанемент и голос), то наилучшим решением будет записать каждый из них на отдельную «дорожку», а затем поработать над сведением (об этом —” тоже в главе 9).

Если же вы хотите записать MIDL-файл, вам необходимо воспользоваться про-граммой-секвенсером. Об этом рассказано в главах 3 и 7.

  Способы сжатия звуковых данных

Если вам понравилось записывать звуковые файлы и «ы решили хранить их все на жестком диске, то через некоторое время, скорее всего, столкнетесь с проблемой нехватки дискового пространства (кстати, это сказывается и на работе Windows 98: опыт показывает, что когда на жестком диске остается менее 100 Мбайт свободного места, могут начаться всякие неожиданности, если, конечно, вы работаете не только в Блокноте).

Дело в том, что звуковые файлы занимают очень большой объем на диске. Если текст в формате MS Word или тот же MIDI-фапл редко занимают более 200-300 Кбайт, то для звукового файла 200 Кбайт —” это пара секунд звучания. Вы можете приблизительно оценить объем WAVE-файлов, исходя из времени звучания: при хорошем качестве записи (стерео, 16 бит, 44 100 Гц) для записи одной минуты звучания необходимо приблизительно 10 Мбайт дискового пространства. Таким образом, записав в WAVE-файлы одну 90-минутную компакт-кассету, вы займете более 900 Мбайт (некоторые удивляются, чем можно забить 18-гигабайтный жесткий диск, а ведь кроме WAVE-файлов есть еще графика и видео, которые занимают порой вообще гигантские объемы!). Подробнее об этих параметрах см. в главе 2.

Но поскольку надо еще оставить немного места на ОС, программы и другие рабочие файлы, возникает проблема: как уменьшить объем звуковых файлов, не теряя особенно много в качестве записи.

Во-первых, вы можете просто немного изменить параметры звукозаписи. Ведь упомянутый набор параметров «44 100 Гц, 16 бит, стерео» —” это качество записи на компакт-диск. При этом одна секунда звучания занимает 176 400 байт. В большинстве случаев, пока вы делаете записи «для удовольствия», вам достаточно частоты дискретизации 22 050 Гц, а если вы делаете запись с бытового микрофона, то стерео можно смело превратить в моно. Теперь секунда звучания займет у вас уже только 44 100 байт (а 90 минут звучания —” приблизительно 250 Мбайт вместо 900). Во-вторых, можно сжать готовые файлы с помощью специальных алгоритмов. Правда, если вы попробуете «заархивировать» их привычными средствами —” zip, arj, rar и т. п., то будете разочарованы: WAVE-файлы сжимаются крайне плохо (у моего знакомого arj «пыхтел» около получаса, а в результате выдал файл размером 172 025 430 байт вместо 172 101 200!).

Поэтому для звуковых файлов были разработаны специальные средства сжатия. Некоторые из них входят в стандартную поставку Windows 98. Самый распространенный из них —” Microsoft ADPCM. Файлы, сжатые этой программой, уменьшаются приблизительно в четыре раза. Кроме того, «внешне» это никак не проявляется: с виду получаются обычные WAVE-файлы, а при их проигрывании программа сжатия автоматически «раскрывает» их.

Если же четырехкратного сжатия недостаточно, можно применить один из алгоритмов MPEG. Это очень мощное средство сжатия, основанное на особенностях нашего восприятия: некоторые детали, которые все равно не воспринимаются нашим ухом (или глазом —” алгоритмы MPEG применяются также для сжатия видео) в данном алгоритме просто опускаются. Для звуковых файлов одно из наиболее эффективных средств сжатия на сегодня —” это алгоритм MPEG Layer-3. В зависимости от качества выходного файла звукозапись может быть сжата в 10-100 раз и даже более. Причем при сжатии в 5-10 раз какое-либо ухудшение качества записи заметить трудно, особенно на бытовых динамиках (если, конечно, входной файл не является записью чистого тона). Таким образом, «дисковый эквивалент» наших 90 минут звучания может быть уменьшен с 900 до 90 Мбайт, а то и до 9. Впечатляет...

Однако в стандартную поставку Windows 98 алгоритм сжатия MPEG Layer-3 не входит. Он «встает» в систему, если вы поставите какую-либо программу, его использующую, например .mp3 Producer от компании Fraunhofer (http://www.iis.fhg.de/audio). А затем работа со сжатыми файлами опять же не будет ничем отличаться от работы с обычными WAVE-файлами. Разве что время записи на диск резко увеличится —” кодирование MPEG занимает гораздо большее время, чем декодирование. А недавно компания Yamaha разработала еще более эффективный алгоритм сжатия звуковых файлов. Он называется TwinVQ (а сами сжатые файлы имеют расширение .vqf). При использовании алгоритма TwinVQ можно сжимать файлы еще сильнее, чем при использовании MPEG I Layer 3, и получать при этом лучшее качество звучания. Правда, при использовании этого алгоритма кодирование занимает больше времени, а проигрывание отнимает больше ресурсов, чем при использовании MPEG I Layer 3. Однако для современных быстрых компьютеров эта проблема не особенно актуальна.

Для того чтобы сжимать файлы в формат TwinVQ, следует установить программу-кодировщик, например Yamaha VQ Encoder, которую можно бесплатно загрузить с сервера http://www.vqf.com. Оттуда же можно загрузить и более простую программку для проигрывания vqf-файлов. Впрочем, для их проигрывания можно воспользоваться и какой-либо из программ «общего назначения», например, Winamp (ее можно найти по адресу http://www.winamp.com), только в некоторых случаях необходимо предварительно загрузить в нее соответствующий модуль.

  Изменение стандартных звуков Windows

Иногда система Windows 98 сама проигрывает некоторые звуковые файлы, хотя ее об этом не просят. С помощью звука система сигнализирует о своей загрузке и выгрузке, о системных сообщениях и ошибках, о получении сообщения по электронной почте или ICQ, об очистке Корзины (Recycle Bin) и т. д. Это очень удобно, однако вам могут не понравиться некоторые из звуковых сигналов, и вы захотите их изменить или отменить вообще.

Для этого в Windows 98 предусмотрены специальные средства. Найдите в главном меню пункт Настройка (Settings), а в его подменю —” Панель управления (Control Panel) ([рис. 6.2). В окне панели управления дважды щелкните на значке Звук (Sound). В появившемся окне (рис. 6.3) в верхней части вы можете видеть список тех событий, которые могут быть озвучены. Если слева от названия события вы видите изображение репродуктора, это означает, что его «озвучка» включена.

Рис. 6.2. Панель управления Windows

Рис. 6.3. Окно выбора стандартных звуков Windows

Выделив щелчком мыши какое-либо событие в списке, в центральной части окна, вы увидите имя звукового файла, это событие озвучивающего, с указанием полного пути (например, «D:\ICQ\Sounds\Startup.wav»). Если же полный путь не указан, это означает, что указанный файл расположен в системной папке Windows 98 в подкаталоге \Media (обычно C:\Windows\Media). Для того чтобы отменить озвучивание данного события, щелкните на названии файла и выберите из выпадающего меню пункт «Нет». Здесь же можно выбрать любой другой звуковой файл из подкаталога \Media. Ну а для того, чтобы выбрать файл, лежащий вне этого подкаталога, необходимо нажать на кнопку Обзор. Можно тут же прослушать выбранный файл, нажав на кнопку Play (черный треугольник), а также просмотреть некоторые сведения о нем (кнопка Сведения).

Выбрав все необходимые вам звуки и отменив ненужные, вы можете сохранить этот набор звуков в виде файла-схемы. Для этого достаточно нажать на кнопку Сохранить как в нижней части окна и ввести название вашей схемы. Теперь вы всегда сможете вернуться к сохраненному набору звуков, выбрав название своей схемы из выпадающего меню.

Помните, что новая схема вступит в силу только после нажатия кнопки Применить (Apply) или ОК.

А если вы хотите изменить что-либо более кардинально (например, добавить событие в список или изменить его название), то молено немного покопаться в системном реестре (Registry) в разделе HKEY_CURRENT_USER\AppEvents и, в отдельных случаях, в соответствующих разделах HKEY_USERS —” например, HKEY_USERS\.DEFAULT\AppEvents. Только помните, что ВСЕ изменения в системном реестре нужно делать очень осторожно, и только в том случае, если вы совершенно точно знаете, что делаете. Иначе после перезагрузки вся система может оказаться неработоспособной1.

  Озвучивание DOS-приложений

Как вы уже знаете, для правильной работы какого-либо устройства, в том числе и звуковой карты, необходима специальная программа, называемая драйвером. Поскольку драйвер звуковой карты для Windows вы установили с самого начала и он был автоматически занесен в базу данных драйверов Windows, любое Windows-приложение (будь то музыкальный редактор, синтезатор речи, компьютерная игра и т. д.) сможет правильно ее использовать. Но вот с приложениями, работающими под управлением DOS (в основном это, конечно, игры, в которых активно используется звук, а под DOS их написано множество) порой возникают проблемы типа «Я запускаю, а оно не звучит» или, что еще хуже, «Я запускаю, и все зависает».

Дело в том, что DOS-приложения не могут использовать установки Windows-драйвера звуковой карты. Иногда ресурсы, используемые звуковой картой, можно настроить прямо из данного приложения. Но этого, как правило, тоже недостаточно. В связи с широким разнообразием DOS-приложений никакого универсального рецепта настройки, к сожалению, не существует. Поэтому постараюсь дать несколько общих рекомендаций.

Во-первых, если игра (или другое DOS-приложение), запускаемая в DOS-сеансе, «зависает» или просто «не видит» звуковую карту, то есть вообще не звучит либо играет через «пищалку» (системный динамик), хотя возможность использования карты в ней присутствует, прежде всего запустите игру в режиме полной эмуляции DOS. Для этого щелкните на ярлыке этой программы правой кнопкой мыши (не на самом ехе- или corn-файле, а на соответствующем ярлыке [pif-файле], который, если даже отсутствует изначально, автоматически создается при первом запуске DOS-приложения из-под Windows 95/98), выберите в меню пункт Свойства и далее вкладку Программа (рис. 6.4) Здесь нажмите кнопку Дополнительно... в Windows 98 (или Дополнительные параметры в Windows 95) и в открывшемся окне отметьте галочкой пункт Режим MS-DOS. Теперь нажмите ОК в обоих окнах и дважды щелкните на ярлыке, чтобы запустить программу.

Если звук все равно не работает, попробуйте создать для этого приложения свою конфигурацию DOS, объявив в файле config.sys звуковую карту как устройство (device=<flpaUBep карты><параметры>), а также при необходимости поместите программу настройки карты в файл autoexec.bat. Стоп! Не переходите в корневой каталог диска С:! Упомянутую конфигурацию нужно создать только для выбранного DOS-приложения.

Рис. 6.4. Окно свойств DOS-программы

Чтобы это сделать, снова щелкните правой кнопкой мыши на ярлыке программы и выберите Свойства > Программа > Дополнительные параметры. Теперь поставьте переключатель в положение Выбрать новую конфигурацию MS-DOS. При этом чуть ниже в двух небольших текстовых окнах вы увидите заготовки для файлов config.sys и

Вообще говоря, если программа «виснет» при запуске, можно вначале попробовать другой вариант: отметить галочкой пункт «Не давать программе обнаружить Windows». Но этот вариант срабатывает сравнительно редко, и к тому же он немного рискованный.

autoexec.bat. В них нужно дописать требуемые строчки, как описано выше. К сожалению, конкретные имена файлов и параметры зависят от модели вашей карты. В качестве примера приведу текст конфигурационных файлов для DOS-игры «Prince of Persia II: Shadow and Flame» на ПК со звуковой картой Tropez Plus: 

(config.sys)

DOS=HIGH.UMB

Device=C:\Windows\Himem.Sys

device=C:\Windows\TBS2001.EXE /0 /R

(autoexec.bat)

SET TMP=C:\Windows\TEMP

SET TEMP=C:\Windows\TEMP

SET PROMPT=$p$g

SET winbootdir=C:\Windows

SET PATH = C:\Wi ndows:С:\Windows\COMMANO

SET BLASTERў20 17 Dl T4

В текстах обоих файлов обратите внимание на последнюю строку.

Помните, что если для данного DOS-приложения необходим CD-ROM, то нужно обязательно добавить в config.sys строку «device=<flpafteep вашего CD-ROM-дис-ковода><логическое имя>», а в autoexec.bat указать запуск программы mscdex.exe с указанием полного пути к ней и логическим именем CD-ROM-дисковода в качестве параметра.

Конечно, начинающему пользователю описанные манипуляции могут показаться сложными. Однако попробуйте —” эти рекомендации должны «сработать» с довольно высокой вероятностью. А «испортить» здесь что-либо трудно. В крайнем случае вы можете просто удалить ненужный ярлык и создать новый.

  Создание звукового компакт-диска и составление музыкальных библиотек

  Что нужно для записи

Если во время подготовки первого издания этой книги устройства записи компакт-дисков еще не были широко распространены, то за последнее время они неожиданно стали таким же привычным атрибутом компьютера, как мышь и флоппи-дисковод. Какие же возможности дает пользователю это устройство? Прежде всего это, конечно, возможность архивации данных. Пользователь копирует важные файлы с жесткого диска своего компьютера на компакт-диск, чтобы «в случае чего» иметь возможность их восстановить. Ранее для этого использовались флоппи-диски, но в последнее время объемы данных, подлежащих архивированию, возросли настолько, что для их копирования бедному пользователю пришлось бы истратить безумное количество дискет. Кроме того, дискеты быстрее изнашиваются и портятся, так что по сравнению с ними компакт диск является гораздо более надежным средством хранения информации (хотя, конечно, не следует безоговорочно доверять никакому носителю, в том числе и компакт-диску. К примеру, не следует, скопировав на компакт-диск важный для вас файл, тут же удалять его с жесткого диска. Нужно перед этим хотя бы проверить, считывается ли он с компакт-диска, а лучше сделать вторую копию на другом компакт-диске).

Однако для музыкантов и любителей музыки распространение устройств записи на компакт-диск открыло еще одну, доселе невиданную возможность: запись звуковых компакт-дисков, которые можно будет прослушать на любом бытовом CD-проигрывателе. Правда, поначалу казалось, что такой возможности не будет, пбскольку старые модели бытовых проирывателей не умели читать звуковые диски, записанные на компьютере, но сейчас об этом уже мало кто помнит.

Устройства для записи компакт-дисков бывают двух типов: записывающие (Recorders, CD-R) и перезаписывающие (Rewriters, CD-RW). Первые из них умеют делать только однократную запись на каждом компакт-диске, а вторые —” многократную. Кроме того, сами диски (называемые в просторечии «болванками») также могут быть двух типов: записываемые и перезаписываемые. Таким образом, для того чтобы осуществить многократную запись на один и тот же диск, необходимо иметь перезаписываемую болванку и перезаписывающий дисковод. Записывающий дисковод (CD-R) в большинстве случаев вообще неспособен работать с болванкой CD-RW. Кроме того, довольно большое количество обычных дисководов CD-ROM (как правило, старые модели) не умеют читать записи, сделанные на болванке CD-RW. Поэтому использование перезаписываемых дисков CD-RW еще и сегодня связано со многими ограничениями. Например, если вы собираетесь записать звуковой Компакт-диск, то для этого также не следует использовать болванку CD-RW, поскольку подавляющее большинство проигрывателей не смогут прочитать такую запись. Используйте для записи звуковых дисков только записываемые болванки CD-R.

Между прочим, по существу (с точки зрения пользователя) работа с перезаписываемыми болванками CD-RW отличается только тем, что на них в какой-то момент можно выполнить команду «Стереть компакт-диск» и затем начать его запись снова, как на чистый лист. Стереть один файл с болванки CD-RW нельзя. (Хотя есть программы, имитирующие такие действия. Например, такие программы могут стереть весь диск, предварительно скопировав его содержимое во временный каталог и снова записать на него все, кроме одного файла, или еще проще: записать новую сессию, импортировав содержимое предыдущей, но не записав в каталог ссылку на один из файлов —” этот метод доступен даже на CD-R.) Необходимо уяснить, что компакт-диск может быть записан сразу весь целиком или за несколько сессий. Для того чтобы данные с диска могли быть прочитаны, текущую сессию необходимо закрыть. После записи последней сессии вы можете закрыть также весь диск, после чего дальнейшая запись на него будет невозможна. Для того чтобы после записи новой сессии оставалось доступным также и содержимое старой, его необходимо предварительно импортировать. Некоторые программы автоматически предлагают осуществить эту операцию. Между прочим, некоторые старые модели дисководов CD-ROM «умеют» читать только содержимое Первой сессии записанного компакт-диска.

Итак, давайте рассмотрим, что нам потребуется для записи звукового компакт-диска. Это устройство CD-R или CD-RW (кроме нескольких самых первых моделей CD-RW, которые не умели корректно записывать звуковые компакт-диски) и болванки CD-R как носители информации. Кроме того, нам нужен источник записи, которым может являться другой компакт-диск, кассета, мини-диск и т.д. А может, мы будем записывать на компакт-диск результат собственных трудов, например собственное пение под собственную MIDI-аранжировку.

Кроме того, прежде чем приступить к записи компакт-диска, желательно позаботиться о том, чтобы не было сбоев в электросети. Звуковой компакт диск записывается большими фрагментами или даже целиком за один проход, поэтому любой сбой электропитания (даже небольшой, который, возможно, и не прервал бы обычную работу компьютера) может «сбить с толку» записывающий лазер, после чего болванку можно будет смело выкидывать на помойку (или вешать на стенку для украшения). Так что для полного спокойствия вместе с устройством записи компакт-дисков хорошо бы приобрести источник бесперебойного питания.

И конечно, для записи компакт-диска необходимо соответствующее программное обеспечение. К счастью, в комплект поставки большинства устройств входят и программы для записи компакт-дисков. Как правило, это Adaptec Easy CD Creator, Nero Burning ROM или WinOnCD. Имейте в виду, что обычно такие программы, приобретенные в комплекте с устройством, представляют собой усеченные версии, которые умеют работать только с той моделью CD-R/CD-RW, к которой прилагались. Полную версию программы Nero Burning ROM можно загрузить с сайта http://www.ahead.de (по истечении срока действия программу необходимо будет зарегистрировать за деньги).

  Копирование с другого компакт-диска

Рассказ о записи компакт-дисков мы начнем с самого простого случая —” когда вам нужно полностью скопировать содержимое другого звукового компакт-диска. Все примеры мы будем иллюстрировать наиболее функциональной программой Nero Burning ROM. Будем считать, что у вас имеется программа. Nero Burning ROM версии 5 с русским интерфейсом (эта программа поставляется с возможностью выбора языка интерфейса, и если вы загрузите дополнительный файл с сайта http://www.ahead.de, то сможете использовать русский интерфейс).

Для того чтобы полностью скопировать компакт-диск, выберите из меню Файл пункт Создать. Откроется окно нового проекта (рис. 6.5) В левой части этого окна выберите .пункт CD-Copy. В принципе, необходимые действия на этом почти заканчиваются: если сейчас вставить диск, с которого совершается копирование, в привод CD-ROM, а чистую болванку —” в записывающий CD-дисковод, то останется только нажать кнсщку Копир.CD, и программа приступит к копированию!

Однако лучше все же не очень спешить и вначале настроить параметры копирования, которые находятся в этом же окне на четырех вкладках. (Программа Nero Burning ROM позволяет очень тонко контролировать различные параметры, и этой возможностью стоит воспользоваться, тем более что при копировании компакт-диска этих параметров не так уж много.)

Рис. 6.5. Окно нового проекта в программе Nero Burning ROM

Прежде всего выберите вкладку Опции копирования (рис. 6.6). Здесь вы должны прежде всего выбрать из выпадающего меню Drive with source CD привод в котором содержится диск - источник копирования. Правда, если у вас помимо записывающего CD-дисковода есть не более одного дополнительного, то, скорее всего именно он будет выбран по умолчанию.

Рис. 6.6. Окно опций копирования компакт-диска

В верхней части этого окна имеется очень важный переключатель На лету Если он НЕ отмечен галочкой (отключен), то программа вначале прочитает содержимое вашего диска-источника и создаст на жестком диске файл образа будущего CD. Естественно, что на жестком диске должно быть достаточно места для этого файла, иначе ничего не получится. Однако в большинстве случаев рекомендуется использовать именно этот способ.

Если же отметить галочкой переключатель На лету, то файл образа создаваться не будет, а данные, прочитанные с диска-источника, будут сразу же записываться на болванку. Этот способ более быстрый, однако его следует применять только в том случае, если вы полностью уверены, что компьютер будет вовремя успевать прочитывать необходимые данные с диска-источника. Для соблюдения этого условия необходима не только способность вашего CD-дисковода читать данные с большой скоростью, но и еще два момента: во-первых, сам диск-источник должен быть без дефектов записи, а поверхность его без малейших признаков загрязнения или царапин; и, во-вторых, операционная система должна обеспечивать бесперебойный обмен данными, а значит, на нее не должно быть «навешано» много фоновых заданий сразу. В любом случае, при копировании на лету существует определенный риск.

Если вы видите под выпадающим меню выбора CD-дисковода желтый восклицательный знак с предупредительной надписью на английском языке, как на рис. 6.6 (эту надпись разработчики почему-то не удосужились перевести на русский), то это означает, что программа не производила операции автоопределения данного CD-дисковода. Для того чтобы программа при копировании могла оптимальным образом подстроиться под конкретный CD-дисковод, не поленитесь когда-нибудь дать ей совершить эту операцию, для чего следует из меню CD-рекордер основного окна программы выбрать пункт Автоопределить CD-ROM.

В том случае, если копирование производится не на лету, имеет смысл отрыть вкладку Образ (рис. 6.7). Здесь вы можете задать имя и размещение файла образа будущего компакт-диска. Если вы нажмете на кнопку Тест скорости всех приводов, то программа определит скорость чтения/записи всех жестких дисков вашего компьютера (естественно, желательно файл образа размещать на том диске, который работает быстрее).

Рис. 6.7. Окно настройки образа

На этой же вкладке имеется переключатель Удалить файл образа после копирования CD, который в пояснениях не нуждается. Как правило, этот переключатель лучше держать включенным, однако в некоторых случаях вам может захотеться сохранить файл образа компакт-диска для записи его копий впоследствии. Для этого в основном окне программы достаточно будет выбрать из меню Файл пункт Прожечь образ. Программа запросит имя файла образа компакт-диска и запишет его.

Теперь давайте откроем вкладку Опции чтения (рис. 6.8). Здесь вы можете указать, каким образом программе следует поступать при ошибках чтения с диска-источника, а также указать еще некоторые параметры чтения. Большинство из них имеют смысл, только если копирование производится не на лету, а через создание файла образа.

Рис. 6.8. Настройка опций чтения диска

В окошке Число попыток перед ошибкой чтения вы можете определить, сколько раз программа будет пытаться читать блок «плохо считываемых» данных, перед тем как отчаяться и признать ошибку чтения. По умолчанию этот параметр равен 1.

Переключатель Читать номер каталога носителя и ISRC позволяет при копировании диска скопировать также его идентификационные данные. По умолчанию этот переключатель отмечен, однако эта опция замедляет процесс копирования, и, кроме того, иногда вызывает непредвиденные проблемы. Поэтому, если нет специальных задач, рекомендуем эту опцию отключить.

Следующий переключатель позволяет игнорировать неправильный тип ТОС —” таблицы содержимого диска (Table Of Contents). При этом, правда, нет гарантии того, что вновь записанный диск сможет быть правильно прочитан, однако появляется возможность скопировать некоторые «нестандартные» диски.

Кроме того, на этой вкладке вы можете указать программе, что делать при столкновении с проблемой нечитаемых данных —” сразу же отменить копирование или продолжить, причем в последнем случае у вас есть возможность игнорировать ошибку или же попытаться скорректировать неправильные данные перед записью. Для звуковых данных также есть опция игнорирования ошибок чтения. Кроме того, у вас есть возможность включить коррекцию джиттера —” цифрового искажения, возникающего из-за несовершенства интерфейсов типа S/PDIF.

Наконец, откройте четвертую вкладку —” Прожиг (рис. 6.9). Здесь вы видите параметры записи на болванку. При копировании диска доступны не все из них. На этой вкладке самое важное —” установить скорость записи. При записи звуковых дисков считается, что правомерным является только использование скорости 1х (150 Кбайт/с). Впрочем, если вас устраивает то, что получается на более высоких скоростях (и ваша система успевает произвести такую запись), то вы вполне можете использовать и эти скорости (особенно если диски предназначены для прослушивания на обычной бытовой аппаратуре).

Рис. 6.9. Настройка опций Прожига при копировании диска

В верхней части окна вы можете указать, какие действия по записи следует осуществить. Если отмечен галочкой верхний переключатель (Определить максимальную скорость), то перед началом записи будет вычислена скорость чтения каждого файла-источника, с тем чтобы определить, не превышает ли скорость записи максимально возможную. Переключатель Симуляция позволяет включить режим тестирования, при котором будет произведен полный цикл записи, но с выключенным записывающим лазером. Этот режим можно использовать, чтобы определить, успеет ли система произвести запись на заданной скорости. Переключатель Запись указывает, нужно ли производить собственно запись. Если включены оба переключателя Симуляция и Запись, то запись производится сразу после тестирования (при условии, что тестирование завершилось без ошибок). Кроме того, в этом окне имеется еще поле Число копий, в котором можно указать, сколько раз следует произвести запись.

После того как все параметры установлены, можно смело нажимать кнопку Копир.CD. He производите никаких действий на компьютере во время процесса записи, а также заранее позаботьтесь о том, чтобы компьютер сам не запустил в это время какой-либо процесс, например не включил заставку (правда, некоторые программы записи компакт-диска заботятся о заставке сами, но и они не в силах предугадать все возможные варианты запуска процессов, которые могут быть установлены у вас в системе).

Запись полного компакт-диска, особенно со скоростью 1х (150 Кбайт/с), —” процесс довольно длительный, так что можете в это время попить чайку или даже пообедать. По завершении записи программа Nero Burning ROM выдает звуковой сигнал. У нее есть также особый звуковой сигнал, который выдается в случае возникновения ошибки при записи.

  Выборочное копирование дорожек с разных компакт-дисков

А что делать, если вам не нужно копировать диск полностью, а вы хотите записать только некоторые его дорожки? Или же вы хотите, чтобы на вашем записанном диске были две песни с одного CD-источника и еще три с другого?

В подобных случаях режим копирования вам уже не подойдет. Вначале нужно будет прочитать с нужных источников все нужные дорожки, а потом составить из них новый проект.

Для того чтобы прочитать с диска-источника нужную дорожку, выберите из меню CD-рекордер пункт Сохранить дорожку. Появится окно выбора дисковода, в ото ром находится диск-источник (рис. 6.10). Выбрав нужный диск, нажмите ОК Появится окно, в верхней части которого находится список дорожек вставленного компакт-диска (рис. 6.11). Вы можете выбрать те дорожки, которые хотите прочитать. Чтобы заранее убедиться в правильности выбранной дорожки можно тут же ее проиграть, используя секцию Органы управления Аудиоплейером. Здесь же из выпадающего меню можно выбрать, каким способом следует проигрывав дорожки - аналоговым (как в программе Универсальный проигрыватель - через кабель вывода звука с CD на звуковую карту) или цифровым. В последнем случае программа будет производить чтение дорожки, в реальном времени преобразовывать поступающую информацию во временный файл и проигрывать его.

Рис, 6.10. Выбор диска для чтения дорожки

Рис. 6.11. Выбор дорожки для чтения с диска

В этом же окне следует указать, в какие файлы следует записывать дорожки прочитанные с компакт-диска. В окощко Путь следует ввести путь к каталогу, в который будут записываться получившиеся файлы (например, D:\Sounds\Diskl) С помощью кнопки Просмотр можно выбрать этот каталог из списка.

Из выпадающего меню Формат звукового файла в данном случае следует выбрать РСМ Wave. А в окошко Имя файла следует ввести префикс, который будет использоваться при Генерации имени файла для каждой их дорожек. К этому префиксу будет добавлен двузначный номер дорожки и расширение wav. Например, если вы ввели в окошко Имя файла слово «Beatles», то получившиеся файлы будут называться Beatles01.wav, Beatles02.wav и т. д.

В нижней части окна имеется еще переключатель Автоматически создавать M3LJ список. На этом этапе он нам не потребуется (его можно отключить).

Там же находятся несколько кнопок, среди которых интерес представляет кнопка Опции. Если вы нажмете эту кнопку, то увидите окно выбора параметров чтения. Здесь можно установить скорость чтения и включить коррекцию джиггера. Кроме того, есть еще один полезный переключатель Удалить молчание в конце аудиодорожки.

Выбрав нужные дорожки и установив все дополнительные параметры, нажмите на кнопку Сохранить. Программа прочитает указанные дорожки и сохранит их в виде файлов. После этого можно при необходимости вставить другой диск-источник и прочитать нужные файлы с него и т. д.

Когда все нужные дорожки прочитаны и сохранены в виде файлов на диске, можно выбрать из меню Файл пункт Создать. В появившемся окне выберите режим Audio CD. Появятся четыре вкладки для настройки параметров записи звукового компакт-диска. Однако вам не обязательно устанавливать их сейчас. Лучше нажмите сейчас кнопку Новый, чтобы войти в режим «сборки» нового диска.

Перед вами должно появиться основное окно программы. В правой его части при этом вы увидите обычный Проводник Windows, а в левой —” список файлов, которые нужно записать на компакт-диск (рис. 6.12). Изначально список пуст. Чтобы добавить туда файл, найдите его в Проводнике в правой части и перетащите мышью в список. Если вы попытаетесь перетащить туда файл неверного формата, программа откажется помещать его в список, выдав соответствующее предупреждение.

Рис. 6.12. Основное окно аудиопроекта в программе Nero Burning ROM

Итак, перетащите мышью в список все необходимые файлы. Поскольку они были прочитаны с других компакт-дисков, скорее всего, можно не заботиться об их коррекции (о ней мы поговорим в следующем разделе).

Теперь можно выбрать из меню Файл пункт Записать CD (или нажать соответствующую кнопку на инструментальной панели). Перед нами снова появится окно установки дополнительных параметров записи звукового CD, содержащее четыре вкладки.

Первая вкладка, Инфо, носит чисто информационный характер. Здесь вы можете увидеть размер будущего диска в минутах-секундах и в мегабайтах, а также количество дорожек на нем.

Вторая вкладка называется Audio-CD (рис. 6.13). Здесь вы можете ввести стандартную информацию в окошки Копирайт, Создатель, UPC/EAN-код, Дата и Комментарии. Кроме того, вы можете отметить галочкой переключатель Записать CD-текст на CD. В этом случае на компакт-диск можно будет записать текстовую информацию о названии диска и исполнителе. Эта информация может быть прочитана, правда, только в некоторых новых моделях CD-проигрывателей и новых версиях программ типа Windows Media Player.

Рис. 6.13. Окно настройки параметров будущего компакт-диска

Кроме того, на этой вкладке есть переключатель Вычислять звуковые фильтры на лету. Сейчас он нам не нужен, поскольку мы еще не применяли звуковые фильтры. Они будут рассмотрены в следующем разделе.

Вкладка Опции CDA нам сейчас также не потребуется. Она приобретает смысл в том случае, если среди файлов в списке записи есть cda-файлы (заголовки дорожек звукового компакт-диска). Опыт показывает, что внесение в проект cda-фай-лов может породить целый ряд дополнительных проблем. Поэтому лучше всегда сначала прочитать дорожки и сохранить их в виде звуковых файлов, как описывалось ранее.

И наконец, вкладка Прожиг очень похожа на соответствующую вкладку, рассмотренную нами в разделе о копировании компакт-дисков. Однако теперь на ней появились еще несколько параметров.

Во-первых, стал доступен переключатель Финализировать CD. Если его включить, после окончания записи на этот диск невозможно будет уже ничего больше записать, даже если он не будет заполнен. Если диск не финализировать, то впоследствии можно будет добавить вторую, третью сессию и т. д. Финализировать диск можно при записи любой сессии.

Во-вторых, стал доступен переключатель Метод Disk-At-Once. При использовании этого метода весь диск записывается целиком (лазер не выключается). В результате становятся возможными плавные переходы с дорожки на дорожку и некоторые другие преимущества. Для записи методом Disk-At-Once (DAO) нужна изначально чистая болванка.

И наконец, стала доступной секция, включающая кэширование. После установки всех параметров нажмите на кнопку Запись, и начнется запись вашего компакт-диска.

В этом разделе мы не коснулись такой темы, как величина паузы между дорожками. Этот момент рассматривается в следующем разделе.

  Запись с других источников

В том случае, если источником для записи является не компакт-диск, а что-либо другое —” минидиск, аудиокассета, MIDI-файл или просто ваш «живой» голос или игра на каком-либо инструменте, ваши действия во многом аналогичны описанным в предыдущем разделе. Сначала вы записываете нужные файлы на жесткий диск вашего компьютера, а затем собираете из них новый проект, как описано выше. Сразу оговоримся, что программа Nero Burning ROM может помещать в список файлов для записи на звуковой диск не только файлы в формате WAV, но и сжатые файлы форматов МРЗ, VQF и WMA (Windows Media —” альтернативный формат сжатия, предложенный компанией Microsoft). Правда, параметры этих файлов должны быть все равно установлены в «CD-качество»: 44 100 Гц, 16 бит, стерео. Поэтому если у вас уже есть готовые файлы этих форматов, то можете просто смело открывать новый проект и перетаскивать их мышью в список для записи на диск. Если же источником является запись на аудиокассете или виниловой пластинке, вам придется записать ее любой программой работы со звуком (например, Sound Forge, описываемой в этой книге далее) или хотя бы простейшей программой типа Фонографа. Точно так же придется поступить с записями на минидиске или DAT-кассете, с той разницей, что их можно записать через цифровой интерфейс, если цифровой вход имеется на вашей звуковой карте.

Если источником звука является MIDI-файл, который вы проигрываете через встроенный синтезатор звуковой карты, то вы можете записать его в WAV-файл, обходясь без внешних кабелей. Просто запустите одновременно программу, проигрывающую MIDI, и программу записи звука, а затем в системном микшере установите в качестве источника записи Синтезатор (или Synth, название может варьироваться в зависимости от вашей звуковой карты).

Итак, файлы записаны, и вы выбираете в основном окне программы Nero Burning ROM из меню Файл пункт Создать, чтобы создать новый проект, и далее —” вкладку Audio CD.

Предположим, вы перетащили в список для записи несколько файлов. Теперь обратите внимание, что если вы выделите в списке один из них, то становится активной кнопка Проиграть. Таким образом вы можете проверить правильность вашего выбора и заодно качество звучания.

По умолчанию между дорожками программа ставит паузу 2 секунды. Такая же пауза записывается перед первой дорожкой (в начале диска). Что касается начала диска, то здесь 2 секунды паузы —” это стандарт, а вот между дорожками более привычно иметь паузу в 5 секунд. Далее, хотелось бы, чтобы некоторые дорожки переходили друг в друга вообще без паузы, а перед некоторыми, возможно, вам нужна еще какая-нибудь особенная пауза (например, на диске Beatles «Abbey Road» перед последней песней «Her Majesty» есть пауза аж в 30 секунд!). Для того чтобы изменить время паузы, а также внести еще некоторые коррективы (которые вполне могут потребоваться, особенно если источником являлся не компакт-диск), дважды щелкните мышью соответствующий пункт в списке для записи. Откроется окно Инфо аудиодорожки, которое, несмотря на свое название, носит отнюдь не только информационный характер.

Окно состоит из трех вкладок. Первая из них, Свойства дорожки, предназначена для установки основных параметров текущей дорожки (рис. 6.14). Здесь вы можете ввести название дорожки и имя исполнителя (которые будут записаны как CD-текст). Далее можно указать длину паузы в секундах или в кадрах. Если пауза не нужна, установите 0 секунд, хотя лучше в этом случае воспользоваться переключателем Плавный переход в нижней части этой же вкладки. Вы можете установить любое количество секунд или кадров. Правда, максимальное значение паузы ограничено 1000 секунд (то есть 16 минут 40 секунд), но я думаю,, что паузы такого большого размера могут появляться только как некий авангардистский выверт, так что запаса до 1000 секунд вполне достаточно.

Рис. 6.14. Окно свойств аудиодорожки

В следующем поле можно ввести 12-значный код международного стандарта записи (ISRC). Этот код имеет следующий формат: первые два знака —” буквенный код страны, знаки с третьего по пятый содержат буквенно-цифровой код владельца, шестой и седьмой знаки —” год записи (две цифры) и последние пять знаков —” серийный номер, состоящий из цифр. Впрочем, программа сама проверяет введенный ISRC на корректность формата и не дает ввести неверно оформленные данные. И наконец, на этой же вкладке можно установить или снять опцию защиты с дорожки.

Открыв вторую вкладку (рис. 6.15), вы сможете редактировать границы дорожек. Вы увидите волновую форму звукового файла, являющегося источником для записи, и на нем два маркера —” маркер начала и маркер конца дорожки. Вы можете изменить позицию каждого из маркеров графически, перетаскивая их мышью по изображению волновой формы, или же ввести эти позиции в виде числовых значений (для этого следует выделить значение нужного маркера в списке позиций) и нажать кнопку Редактировать.

Рис. 6.15. Окно установки границ дорожки

Более того, вы можете разделить будущую дорожку на 2, 3 и более частей. Щелкните мышью на волновой форме в том месте, в котором хотите разделить дорожку, и нажмите на кнопку Разделить.

Таким же способом вы можете вставлять в нужные места маркеры Audio Index. Правда, эти маркеры, хотя и могут быть записаны программой Nero Burning ROM, будут восприняты лишь некоторыми моделями hi-end-проигрывателей. Стандартные компьютерные программы для проигрывания компакт-дисков (например, Лазерный проигрыватель Windows 98) обычно не могут считывать значения маркеров Audio Index.

Для того чтобы было легче графически установить маркер в нужное место, вы можете нажать на кнопку Увеличить масштаб. Волновая форма при этом будет показана более подробно.

Однако самые интересные перспективы для коррекции открываются на третьей вкладке —” Фильтры (рис. 6.16). По сути дела, это уже небольшой звуковой редактор. Здесь в списке перечислены девять корректирующих эффектов, которые могут быть применены к будущей дорожке одновременно или по отдельности. Для применения каждого из эффектов отметьте галочкой соответствующий пункт в списке. При выделении каждого из пунктов в правой части вкладки появляются параметры настройки данного эффекта. Давайте кратко рассмотрим их. Первый возможный эффект —” нормализация уровня. Он бывает полезен, если звучание дорожки записано на низком уровне или у вас имеется несколько дорожек, записанных с разным уровнем. Нормализация может производиться по пиковому уровню или по RMS —” среднему уровню сигнала. Например, если изначально дорожки записаны с различным уровнем, имеет смысл установить нормализацию на каждой из них, например, по пиковому уровню 95%.

Рис. 6.16. Окно настройки эффектов дорожки

Второй эффект —” удаление щелчков. Этот эффект, к сожалению, почти не имеет параметров настройки. Единственное, что вы здесь можете сделать —” это установить величину подавления. Данный эффект может быть полезен, если, к примеру, источником звука являлась виниловая пластинка.

Следующий эффект —” подавление шума. Здесь от вас требуется указать исходный уровень шума (возможны значения от -100 до -40 дБ), а также величину подавления (от 0 до 40 дБ). Этот эффект нелишне использовать, если в качестве источника звука использовалась аудиокассета или какой-либо другой «шумящий» носитель.

Далее следуют два эффекта, названные в русской версии программы словами «Восстановление» и «Затухание». На самом деле это просто плавное нарастание звука от полной тишины до нужного уровня в начале дорожки (Fade In) и, наоборот, плавное затухание звука в конце дорожки (Fade Out). Этот эффект следует применять в том случае, если вы, например, используете в качестве дорожки только часть имеющейся записи. В качестве параметра вы можете указать время нарастания/затухания в секундах. Это время должно быть в интервале от 1 до 10 секунд.

Следующий эффект называется «Расширение стереобазы». Он предназначен для того, чтобы как бы расширить источник звука с точки зрения слушателя. Звуки, пропущенные через этот фильтр, обычно кажутся более объемными. Можно, однако, сделать и наоборот —” сузить стереобазу, вплоть до полного превращения сигнала в моно. Для регулировки параметров этого эффекта в программе предусмотрен движок, устанавливающий значение «ширины стереобазы», которое может быть от 0 до 200%. При этом 0% означает сведение сигнала в моно, значения от 1% до 99% —” соответствующее сужение стереобазы, значение 100% соответствует оригинальному стереоисточнику, а большие значения расширяют стереобазу.

Следующий эффект, называемый «Караоке», довольно специфичен. Разработчики имели в виду, что с помощью него можно выделить вокал в песне. Однако это справедливо лишь для песен, записанных по определенной технологии. Дело в том, что его действие заключается в уничтожении материала, одинакового в обоих каналах.

А вот следующий эффект, «Эхо», гораздо интереснее. Он позволяет добавить к вашей записи эффект эха с помощью цифровой задержки. Здесь вы можете установить время задержки (в миллисекундах, максимум —” 2000 мс), количество повторений и расположение эха по стереопанораме с помощью трех ползунковых регуляторов. Кроме того, здесь есть переключатель, позволяющий эмулировать реверберацию. (О цифровой задержке и реверберации было рассказано в главе 2.)

И наконец, эффект «Эквалайзер» позволяет осуществить настройку, аналогичную 20-полосному графическому эквалайзеру. Управление эквалайзером имеет вполне понятный интерфейс (рис. 6.17), где вы можете установить величину усиления или ослабления для каждой частотной полосы либо графически (передвигая мышью ползунковые регуляторы), либо в числовом виде. Более того, из специального выпадающего меню вы можете выбрать один из пресетов (предварительных установок эквалайзера). Можно также добавить собственные пресеты, используя кнопку Добавить.

Рис. 6.17. Программа Nero Burning ROM имеет встроенный эквалайзер

Разумеется, все описанные возможности можно применить также и к файлам, записанным с компакт-диска, однако при использовании других источников они становятся особенно актуальными. В остальном же работа над проектом в данном случае аналогична описанной в предыдущем разделе.

  Печать обложки для компакт-диска

После того как вы успешно записали звуковой компакт-диск, вам, скорее всего, хочется достойно его оформить —” чтобы он был с обложкой и наклейкой. В большинстве программ, записывающих компакт-диски, имеется модуль, предназначенный для печати обложек и наклейки. В программе Nero Burning ROM этот модуль даже вызывает внешнюю программу, которая открывается в отдельном окне и называется Feurio Cover Editor. Для вызова этой программы выберите из меню Файл пункт Печать наклейки CD. К сожалению, практически все подобные

модули, включая Feurio Cover Editor, страдают одним и тем же недостатком: в них невозможно произвольно вводить и редактировать текст. Как правило, заглавие компакт-диска берется из введенной в основную программу информации об авторе/исполнителе и заголовке диска, а список дорожек —” из названии файлов проекта. В программе Feurio Cover Editor список дорожек «вычленяется» из названий, введенных в окне Инфо аудиодорожки (об этом см. предыдущий раздел). Очень ценно, что программа автоматически проставляет в списке время звучания каждой дорожки, однако очень неудобно то, что само название дорожки выводится в формате «АРТИСТ: НАЗВАНИЕ», и с этим ничего нельзя поделать.

Я не буду подробно описывать работу с программой Feurio Cover Editor, равно как и с другими подобными модулями, поскольку считаю, что все они еще далеки от того, чтобы называться настоящими программными модулями, и более похожи на кустарные утилиты, сделанные «на коленке» для какого-либо единичного случая. Тем разительнее контраст между Feurio Cover Editor и по-настоящему профессиональной программой Nero Burning ROM. Я ограничусь лишь несколькими рекомендациями.

В программу Feurio Cover Editor можно загружать графические изображения (правда, только в формате BMP), используя пункт Load image as background из меню Frame. В некоторых других программах (например, Easy CD Creator) эту же операцию можно произвести, скопировав графическое изображение из какой-либо графической программы через буфер обмена.

Вообще говоря, основная ценность утилит типа Feurio Cover Editor состоит, помимо автоматического проставления времени звучания каждой дорожки, в том, что вам не нужно подбирать размеры —” обложка автоматически печатается, обведенная пунктиром, так что после печати ее легко вырезать из листа А4. Также пунктиром обычно отмечаются линии сгиба на тыльной стороне обложки.

Таким образом, если вы хотите получить художественно оформленную обложку, у вас, по сути, есть два пути. Либо вы готовите материал полностью в какой-либо графической программе и затем переносите получившиеся графические файлы в утилиту печати обложки, либо вообще отказываетесь от этой утилиты!

В самом деле, в любом текстовом процессоре, которым вы наверняка пользуетесь (хотя бы в Microsoft Word) вы можете подготовить для себя шаблон, состоящий из «кадров» нужного размера, вставленных на страницу. «Кадры» могут быть обрамлены пунктиром или еще как-нибудь. Нужно только один раз вычислить нужные вам размеры —” передней и тыльной стороны обложки (на тыльной стороне должны быть отмечены также линии сгиба для получения боковых частей обложки). Подготовив «кадры» нужного размера, вы сможете пользоваться этим шаблоном, по необходимости впечатывая в «кадры» нужное содержимое. (Мы не описываем здесь подробно процесс создания шаблонов «кадров» в текстовых процессорах, тем более что в разных программах он может быть разным. Для получения этой информации обратитесь к материалам по той программе, которой вы пользуетесь.)

Здесь некоторое затруднение может вызвать только печать наклейки на сам диск, поскольку многие программы не очень дружелюбно относятся к непрямоугольным формам. В крайнем случае для наклейки можно воспользоваться соответствующей частью утилиты типа Feurio Cover Editor, тем более что на наклейке редко содержится подробная информация —” это скорее чисто декоративный элемент, куда можно поместить одно или несколько графических изображений.

Подготовив изображение, распечатайте его. Для печати обложек подойдет любая бумага, по лучше воспользоваться плотной бумагой, хотя бы 160-граммовой (например, LOMOND). Для печати наклеек выпускаются специальные наборы (в частности, у нас довольно популярны наклейки Метогех). Клеящий состав, нанесенный на них, склеивает наклейку с диском намертво, так что самое главное при ее наклеивании —” не промахнуться (или не наклеить ее не на ту сторону диска). Метогех даже выпускает специальное устройство для наклеивания на CD, так что если вы собираетесь пользоваться наклейками только Метогех и пользоваться много, купите себе такое устройство (оно обычно предлагается по цене около 25 долларов). Однако опыт показывает, что можно прекрасно обходиться и без него, если быть внимательным в момент наклеивания.

  Составление музыкальной библиотеки

Появление современных эффективных средств сжатия звуковых данных позволяет составлять компактные музыкальные библиотеки. Действительно, если информацию, содержащуюся на звуковом компакт-диске, сжать, например, в 10 раз (используя алгоритм TwinVQ или MPEG I Layer 3), то можно вместо каждых 10 компакт-дисков записать один и освободить на полках довольно много места. Часто также появляется желание списать на один диск (или даже прямо на жесткий диск компьютера) самые любимые музыкальные сочинения и т. д.

Программа Nero Burning ROM позволяет легко составить подобную библиотеку, так как содержит встроенный кодировщик форматов WAV, MP3, VQF и WMA (впоследствии, вероятно, к этому списку добавятся еще несколько форматов). Программа может закодировать и раскодировать любой из этих форматов (но только записанный с CD-качеством —” 44 100 Гц, 16 бит, стерео). Для того чтобы приступить к этому процессу, выберите из меню Дополнительно пункт Кодирование файла. Откроется окно, показанное на рис. 6.18, Здесь вы можете составить список файлов для кодирования и затем нажать на кнопку Перейти, чтобы приступить к кодированию. Для добавления файла в список нажмите кнопку Добавить. Затем, после выбора файла, можно из выпадающего меню Доступный формат файла выбрать нужный вам формат —” VQF, MP3, WMA или WAV. В строке Выходной файл можно ввести имя выходного файла, которое по умолчанию совпадает с именем файла-источника (с соответственным изменением расширения).

Нажав на кнопку Опции формата, вы можете установить параметры вашего выходного файла. Для формата WAV это частота дискретизации (44 100, 22 050-или 11 025 Гц), разрешение (16 или 8 бит) и количество каналов (стерео или ?йоно). Для формата VQF это может быть ширина потока (80 или 96 Кбит/с) и качество кодирования (низкое, среднее или высокое). Для формата WMA может быть изменена только ширина потока (от 64 до 160 Кбит/с). И наконец, для формата МРЗ доступно довольно большое количество изменяемых параметров (рис. 6.19). Здесь вы можете выбрать качество кодирования (низкое, среднее или высокое), тип потока (постоянный или изменяемый, то есть с переменной шириной), ширину потока от 96 до 320 Кбит/с (при постоянной ширине), степень сжатия (при переменной ширине потока), а также установку или сброс дополнительных битов флагов.

Рис. 6.18. Окно выбора файлов для кодирования

Рис. 6.19. Выбор параметров для кодирования в формате МРЗ

После нажатия на кнопку Перейти начнется процесс кодирования, который может занять довольно длительное время (особенно если исходных файлов много и для каждого из них установлено высокое качество кодирования). Так, если вы хотите закодировать в формат VQF 30 часов музыки, то на компьютере Celeron 333 MHz с 64 Мбайт памяти этот процесс может занять 45—”50 часов! Кодирование в другие форматы происходит быстрее, хотя и менее качественно (кодирование 30 часов музыки в формат МРЗ на том же компьютере займет порядка 15—”20 часов при высоком качестве кодирования).

Для того чтобы в записанных файлах было легче ориентироваться, вы можете составить электронный каталог получившейся библиотеки. Например, он может иметь вид HTML-страницы, на которой имеются ссылки на все музыкальные файлы. Здесь уже все зависит только от вашей фантазии.

После кодирования вы можете записать получившуюся библиотеку на CD-ROM в этой же программе Nero Burning ROM, или же оставить ее на жестком диске (если у вас есть достаточно места на нем и вы собираетесь часто слушать эту музыку). Для прослушивания сжатых звуковых файлов можно воспользоваться различными программами. Например, это может быть WinAmp (который можно бесплатно загрузить с сервера http://www.winamp.com) или IrfanView (лежит на http://www.irfanview.com). Для прослушивания VQF-файлов можно воспользоваться довольно красивым VQF-проигрывателем от компании Yamaha (его можно бесплатно получить на http://www.vqf.com). А если вы любитель экзотических, нестандартных интерфейсов, то можете загрузить с того же сервера программу K-Jofol.

Рассмотренные в этой главе простейшие случаи применения звука в компьютере включены в книгу лишь для «полноты картины», как небольшое вступление к основному тексту, где мы рассмотрим уже не «звуковые», а собственно музыкальные возможности персонального компьютера.

Используются технологии uCoz